иногда я ловлю на фидер способом method feeder с плоской не большой кормушкой, перезаброс каждые 5 - 10 минут, катушка мясорубка ryobi. смазал её XHP 222, катушка работала два сезона, 2-4 раза в неделю. вскрыл - решил, что пора делать ТО , к моему удивлению я не увидел продукта износа, ну разве что еле еле заметный сероватый оттеночек, а ведь там дерьмовый селумин - износ должен был быть по любому в виде явной посеревшей смазки, по любому. так зачем мне искать что то лучше.
что касается смазки шпульных подшипников. у меня сезон проработала banax syren - это okuma syrano только перекрашеная, обе собираются на одном и том же заводе в корее . шпульные подшипники стоят японские как и на дайвах с шиманами NMB, подшипники категории ABEC-5, то есть 5ый уровень полировки скользящих поверхностей. другими словами ABEC-5 - это уже прикатанные подшипники - бери и лови, ни чего пол сезона прикатывать не надо, а вот угробить их легко. угробить - это значит всего лишь наделать микро задиры. вы скажете парадокс! так не может быть!! производитель советует и льёт жидкое масло!!! и тд.
теперь - берём абсолютно пустую шпулю стоящую в катушке убираем все тормоза и раскручиваем
шпулю пальцем и подносим к уху и слушаем при наличие жидкой смазки в подшипниках будут слышны как бы сухие микро проскальзывания, особенно хорошо слышно если и рама и одна из крышек катушки сделана из алюминия. вот это и есть начало задиров. в принципе при периодическом прокапывании , как и положено, подшипники проработают долго, но есть одно НО, об этом позже.
обычно подшипники в катушках применяются двух типов (имею в виду свмые маленькие) - это более дорогие и качественные - имеют кажется 8 шаров, не помню уже, расположенные в двустороннем сепараторе, который огибает каждый шарик с двух сторон и так по цепочке каждый шарик. и второй тип - более дешёвый ( частый гость в абушках )- это подшипник имеющий всего 6 шариков и сепаратор там какой то однобокий, тоесть с одной стороны как то прикрывает шарики с другой нашодится между ними в виде тонкого разделителя, короче говоря шарики более свободны. так вот в первом более качественном подшипнике масла сколько не налей - излишки быстро выдавливает, при первом же броске и масло находится в подшипнике в виде тончайшей плёнки. во втором подшипнике масло обильно держится вокруг шаров.
у меня нет катушки с двумя дешёвыми подшипниками в шпуле, а есть дешёвый и дорогой и при вращении шпули всё равно слышен этот скрипчик а катушки с двумя дорогими подшипниками поскрипывают полюбому.
это я к чему - а к тому что моя любовь к резким и мощным броскам под убила хорошие шары - под конец сезона они стали повизгивать когда входят в резонанс на определённой скорости. если включить все 6 тормозных кулачков то резонанс пропадает что и понятно - шпуля как бы опирается через кулачки на тормозной ободок - но заброс короткий получается, а мне надо подальше к примеру - оставляю только 2 кулачка и ... повизгивание подшипника - вуаля.
прокапываю я подшипники после каждой рыбалки .
так вот что я имел про одно НО. подшипники повторяю стоят ABEC-5 уже повизгивают - вытаскиваю на берегу шпулю, прокапываю обильно жидкой смазкой быстро закрываю и делаю обычный, не мощный бросок ( кстати во время резкого броска кулачки активно включаются в работу и активно тормозят шпулю и бросок не будет далёким. более дальний бросок будет осуществлятся более плавным способом) так вот и делаю не мощный бросок - воблер летит ровно в двое дальше, второй бросок - всего лишь на треть дальше, с третьим броском всё возвращается на круги своя. повторяю эксперимент несколько раз - всё одно и тоже -масло просто выдавливается. но когда оно только закапано ход у шпули во время броска просто не возможно описать...
теперь о масле всем известно что чем жиже масло тем тоньше рабочая плёнка - поэтому жидкое масло хорошо в скоростных подшипниках. но есть ещё одна величина - это прочность этой плёнки при огромных скоростях, тоесть не разрывается ли она при этих скоростях с вытекающими последствиями, и вот прочность плёнки зависит от компонентов входящих в состав той или иной смазки будь она густая или жидкая. это я к тому что XHP 222 эта густая консистентная смазка расчитана и на высокие скорости ( так указано в анатации к ней) это значит что в скоростные подшипники её надо всего лишь очень мало тоесть чтобы была просто плёночка. прикиньте что за чудо смазка

- и скорость держит и высокие нагрузки , тоесть прочность плёнки при сдавливании в шестерёнках и ещё много И.
я смешал XHP 222 с синтетическим моторным маслом в пропорции похожем по составу трансмиссионки только ещё на порядок гуще. размешалась отлично. вскрыл подшипники промазал , закрыл, побросал, дома вскрыл и обнаружил что смазка плотненько обволакивает дорогие подшипники во всех микро щелках ( смотрел под микроскопом) и имеет на вид более толстую плёнку.
что мы имеем. скорость вращения свободной шпули конечно упала процентов на 20.при вращении свободной шпули микро шум ушёл. бросок стал лучше, но всё же не такой какой был при прокапывании непосредственно на рыбалке - а всё потому что я уже имел на тот момент люфток в подшипниках и когда они были полностью заполнены жидкой смазкой то она компенсировала люфт. кстати компенсировать более медленное вращение шпули после внедрения более густого масла легко при помощи отключения тормозных кулачков или уменьшения магнитной индукции - у кого чего там стоит.
ну в общем это я так к размышлению о маслах. испытания проводились скрупулёзные, несколько недель.